Обратная связь — не просто инструмент формирования и сохранения доверия со стороны клиентов, но и залог роста компании в любой сфере деятельности. Не является исключением и сфера презентаций, где обратная связь, или фидбэк — жизненно необходимый этап в общении с клиентом.
В этой статье вы узнаете, какими средствами для эффективной работы с фидбэком вы располагаете, в чем их сходство и различие.
Что не так?
Чаще всего, обратная связь от клиента выглядит так:
А пишут это в лучшем случае в Word или Блокноте, а значительно чаще — в «теле» письма.
Если вы все еще получаете такую обратную связь либо отправляете ее — остановитесь. Я покажу вам несколько эффективных и удобных приемов, которые сделают вашу жизнь проще, а общение с заказчиком или исполнителем — более понятным и продуктивным.
Не надо далеко ходить
Начнем с PowerPoint. Функционал этой программы очень широкий. Он включает в себя и возможность оставлять комментарии к слайдам. За эту возможность отвечает команда «Примечания».
Нажимая на кнопку, перед вами открывается боковая панель с названием «Комментарии».
Не пугайтесь, что разработчики назвали примечания комментариями (или наоборот), на процесс работы с ними это никак не влияет.
Все, что нужно сделать дальше — нажать на кнопку «Добавить комментарий». В появившемся окне вы пишите свои пожелания, а затем передвигаете маркер в нужное место на слайде.
Посмотрим, как это выглядит:
С комментариями к одному слайду можно справиться и в Word, но если слайдов 50 штук — гораздо проще оставлять фидбэк послайдово.
Также в примечаниях есть возможность отвечать на комментарии.
Все примечания и ответы к ним сохраняются, когда вы отправляете презентацию по почте. То есть, они не привязаны к вашему ноутбуку или ПК. При этом, если вы выступаете с этими слайдами, примечания отображаться не будут. В том числе, в режиме докладчика (нажмите Alt+F5, чтобы включить на Windows, Option+Return — на Mac OS)
Кроме примечаний можно использовать команду «Заметки», однако это не так удобно.
Скорее, они послужат шпаргалками для выступающего, а не инструментом для фидбэка.
Но есть один случай, где они могут пригодиться и для обратной связи: если правок на слайде много и есть замечания по слайду в целом.
Например:
Обратите внимание, что в режиме докладчика заметки будут отображаться только для вас, аудитория их не увидит.
Еще один важный момент: при конвертации PowerPoint-презентации в PDF-файл, в последнем не будут отображаться ни примечания, ни заметки. Они будут видны только в файле .ppt(х).
Теперь о PDF-презентациях
Предположим, что вам приходит эта же презентация, но файлом типа .pdf.
Принцип добавления комментариев очень похож. Только в Adobe Reader команда называется не «Комментарии», а «Записка». Добавить записку можно, нажав соответственную кнопку в панели задач.
Далее открываются уже привычные вам маркер и поле для комментария. Этим маркером тоже можно управлять, перемещая его в нужную точку слайда.
Есть и возможность отвечать на комментарии.
В Adobe Reader есть раздел «Комментарии» в меню «Инструменты». Там можно увидеть различные варианты работы с текстом, например, выделение.
Работает очень просто: выбираем команду, заливаем текст краской, двойным кликом открываем окно для комментария. Выглядит оно также, как и в записках.
Разница между выделенным текстом и записками состоит в двух пунктах:
1
Выделенный текст более заметный.
2
Если закрыть окно с комментарием, то при наведении на выделенный текст появится дзен-версия этого окна.
Лайфхак
Предположим, что презентация состоит из нескольких десятков слайдов, а правки содержатся только на одном-двух. Привычный способ — просматривать все слайды, чтобы найти те самые два, по которым добавлены замечания.
Непривычный способ вот:
Я добавил яркий круг в качестве маркера, который говорит, на каких слайдах есть правки. Это значит, что другие остаются прежними и вам не нужно будет проверять каждый из них. Панель эскизов слева подскажет вам, на какой слайд перемещаться дальше.
Добавлять маркер на слайд — хороший способ сделать так, чтобы правки не были пропущены. Если же нужна быстрая навигация по примечаниям, есть кнопки «Следующее примечание» и «Предыдущее примечание». Кроме того, короткие комментарии можно писать прямо в маркерах.
Теперь в вашем арсенале появилось несколько удобных, быстрых и работающих способов давать обратную связь по презентации. К тому же, эти способы еще и универсальны, полезны и заказчику, и исполнителю. Заказчики смогут быстрее и проще давать обратную связь, а исполнителям не нужно будет задавать кучу уточняющих вопросов в попытках ее расшифровать.
Приятного всем фидбэка, друзья!
Получать новые статьи прямо на e-mail
Мы работаем над новыми полезными статьями. Чтобы получать обновления нашего блога, оставьте, пожалуйста, свой e-mail.