Как давать обратную связь по презентации

Автор: Андрей Летницкий
Обратная связь — не просто инструмент формирования и сохранения доверия со стороны клиентов, но и залог роста компании в любой сфере деятельности. Не является исключением и сфера презентаций, где обратная связь, или фидбэк — жизненно необходимый этап в общении с клиентом.

В этой статье вы узнаете, какими средствами для эффективной работы с фидбэком вы располагаете, в чем их сходство и различие.

Что не так?

Чаще всего, обратная связь от клиента выглядит так:
А пишут это в лучшем случае в Word или Блокноте, а значительно чаще — в «теле» письма.
Если вы все еще получаете такую обратную связь либо отправляете ее — остановитесь.
Я покажу вам несколько эффективных и удобных приемов, которые сделают вашу жизнь проще,
а общение с заказчиком или исполнителем — более понятным и продуктивным.

Не надо далеко ходить

Начнем с PowerPoint. Функционал этой программы очень широкий. Он включает в себя и возможность оставлять комментарии к слайдам. За эту возможность отвечает команда «Примечания».э

Нажимая на кнопку, перед вами открывается боковая панель с названием «Комментарии».

Не пугайтесь, что разработчики назвали примечания комментариями (или наоборот), на процесс работы с ними это никак не влияет.

Все, что нужно сделать дальше — нажать на кнопку «Добавить комментарий». В появившемся окне вы пишите свои пожелания, а затем передвигаете маркер в нужное место на слайде.

Посмотрим, как это выглядит:
С комментариями к одному слайду можно справиться и в Word, но если слайдов 50 штук — гораздо проще оставлять фидбэк послайдово.

Также, в примечаниях есть возможность отвечать на комментарии.

Все примечания и ответы к ним сохраняются, когда вы отправляете презентацию по почте. То есть, они не привязаны к вашему ноутбуку или ПК. При этом, если вы выступаете с этими слайдами, примечания отображаться не будут. В том числе, в режиме докладчика (нажмите Alt+F5, чтобы включить на Windows, Option+Return — на Mac OS)
Кроме примечаний можно использовать команду «Заметки», однако это не так удобно.

Скорее, они послужат шпаргалками для выступающего, а не инструментом для фидбэка.

Но есть один случай, где они могут пригодиться и для обратной связи: если правок на слайде много и есть замечания по слайду в целом.
Например:
Обратите внимание, что в режиме докладчика заметки будут отображаться только для вас, аудитория их не увидит.
Еще один важный момент: при конвертации PowerPoint-презентации в PDF-файл, в последнем не будут отображаться ни примечания, ни заметки. Они будут видны только в файле .ppt(х).

Теперь о PDF-презентациях

Предположим, что вам приходит эта же презентация, но файлом типа .pdf.

Принцип добавления комментариев очень похож. Только в Adobe Reader команда называется не «Комментарии», а «Записка». Добавить записку можно, нажав соответственную кнопку в панели задач.

Далее открываются уже привычные вам маркер и поле для комментария. Этим маркером тоже можно управлять, перемещая его в нужную точку слайда.

Есть и возможность отвечать на комментарии.
В Adobe Reader есть раздел «Комментарии» в меню «Инструменты». Там можно увидеть различные варианты работы с текстом, например, выделение.

Работает очень просто: выбираем команду, заливаем текст краской, двойным кликом открываем окно для комментария. Выглядит оно также, как и в записках.
Разница между выделенным текстом и записками состоит в двух пунктах:
1
Выделенный текст более заметный.
2
Если закрыть окно с комментарием, то при наведении на выделенный текст появится дзен-версия этого окна.

Лайфхак

Предположим, что презентация состоит из нескольких десятков слайдов, а правки содержатся только на одном-двух. Привычный способ — просматривать все слайды, чтобы найти те самые два, по которым добавлены замечания.

Непривычный способ вот:
Я добавил яркий круг в качестве маркера, который говорит, на каких слайдах есть правки. Это значит, что другие остаются прежними и вам не нужно будет проверять каждый из них. Панель эскизов слева подскажет вам, на какой слайд перемещаться дальше.

Добавлять маркер на слайд — хороший способ сделать так, чтобы правки не были пропущены. Если же нужна быстрая навигация по примечаниям, есть кнопки «Следующее примечание» и «Предыдущее примечание». Кроме того, короткие комментарии можно писать прямо в маркерах.
Теперь в вашем арсенале появилось несколько удобных, быстрых и работающих способов давать обратную связь по презентации. К тому же, эти способы еще и универсальны, полезны и заказчику, и исполнителю. Заказчики смогут быстрее и проще давать обратную связь, а исполнителям не нужно будет задавать кучу уточняющих вопросов в попытках ее расшифровать.
Приятного всем фидбэка, друзья!
Получать новые статьи прямо на e-mail
Мы работаем над новыми полезными статьями. Чтобы получать обновления нашего блога, оставьте, пожалуйста, свой e-mail.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных. Пользовательское соглашение Reprezent.
Рекомендуемые статьи