Юмор в презентациях. Как не краснеть за свои шутки

Время чтения: 7 минут
От улыбки станет всем светлей, мы это знаем с детства. Иногда во время презентации в строгой атмосфере костюмов и галстуков мы забываем о том, что удачная шутка может стать тем кусочком пазла, которого не хватало.

Но важен баланс: презентация не должна превратиться в стендап. Поэтому рассказываем, как правильно использовать юмор в презентации.

Причины использовать юмор

Ненавязчивая шутка, ирония или аллюзия может разрядить атмосферу и привлечь необходимое внимание. Особенно если это не просто банальный юмор, а что-то, что понимаете вы и ваша аудитория. Такая фраза создает особую связь, которая поможет успешно донести мысль.

Если вы выступаете среди многих спикеров, удачная шутка сделает презентацию запоминающейся и привлечёт внимание.

Шутки в бизнес презентации

Уместен ли юмор в бизнесе? Ответ — да, юмор может стать отличным инструментом влияния.

Чтобы понять, стоит ли в конкретной ситуации его использовать, проведите базовый анализ аудитории: кто эти люди и зачем они собрались? Ведь иногда шутить вообще не стоит.

Непосредственно по время выступления потратьте немного времени на знакомство с аудиторией. Дайте ей несколько минут, чтобы она к вам привыкла, прежде чем поразить ее чем-нибудь юмористическим.

Иэн Олтман, эксперт в области b2b-продаж и колумнист американского Forbes, в одном из своих выступлений обыграл термин «сжатие гонораров» — так говорила его аудитория. «Насколько мне известно, для вас сейчас важно преодолеть проблему сжатия гонораров. Для меня это звучит как «окей, приятель, ты всегда делал для меня эту работу, но с сегодняшнего дня ты будешь получать за нее меньше».

В зале засмеялись, потому что именно такое значение этот термин имел и для присутствующих. У них осталось впечатление, что он их понимает.

Чего точно не стоит делать в любой презентации

1
Юморить не в тему. Не время шутить, проводя презентацию в компании, у которой только что упали акции.
2
Будьте осторожны, не стоит использовать оскорбительный юмор и сарказм. Сексистские, расистские или бородатые анекдоты неуместны нигде вообще. Если вы сомневаетесь, стоит ли использовать юмор — не делайте этого.
3
Не смейтесь над собственной шуткой. Даже если аудитория не смеялась, не расстраивайтесь. Это все-таки не стендап — просто продолжайте презентацию.
4
Юмор — не самоцель. Он должен усилить смысл презентации, а не перетянуть внимание. Иначе аудитория запомнит только шутку.
5
Не ожидайте, что аудитория будет постоянно взрываться от смеха, и не пытайтесь заставить ее делать это. Вы не комик, а они не шли на шоу.
6
Никогда не нападайте на кого-нибудь из присутствующих. Некоторые докладчики думают, что едкий сарказм придает им значимости, но нет. Это отличный способ настроить против себя весь зал, ведь каждый слушатель будет бояться стать следующей мишенью.

Что действительно сработает

Нейтральная шутка

Профессиональные спикеры знают, что рассказать анекдот — это отличный способ расположить к себе слушателей. Так они смогут расслабиться и доверять вам, так что вероятность того, что они будут открыты для ваших дальнейших слов, возрастет.

Самоирония

Пошутите над собой — особенно прежде чем начать шутить над другими. Если у вас не сработал кликер или вы забыли слова, шутка — отличный способ разрядить атмосферу. Так вы покажете небольшую слабость и несовершенство, а люди расслабятся и почувствуют, что вы такой же человек, как и они.

Здорово, если получилось пошутить спонтанно. Однажды директора по визуальным коммуникациям компании McKinsey Джин Желязны спросили: «Должен ли докладчик повторять заданный вопрос?» Пока она думала, что ответить, она, сама не осознавая, негромко сказала: «Должен ли… докладчик… повторять… заданный… вопрос?»

А когда ответила: «Нет. Обычно нет», — присутствующие расхохотались еще громче.

История из жизни

Хорошо шутить — сложно. Если сомневаетесь, что шутка будет удачной, то лучше расскажите историю. Рассказы интересны и убедительны и, что самое главное, они могут быть смешными. Например, случай из детства или забавная история о своем ребенке. Да, необязательно делиться собственным опытом, можете рассказать о друге, маме или знакомом (если они не против).

Эксперт в сфере разработки и создания презентаций Нэнси Дуарте советует рассказывать истории о том, что знакомо каждому, над которыми невозможно не засмеяться. Пусть зрителям захочется сказать: «Я тебя понимаю. Ты меня тоже. Мы думаем одинаково».
Онлайн-курс дизайна презентаций
Проходите курс Pro PowerPoint и впечатляйте своими презентациями!

Пройдя курс, вы научитесь:
  • подбирать шрифты и оптимальное количество текста;
  • редактировать картинки, не выходя из PowerPoint;
  • делать стильные слайды, используя стандартные фигуры;
  • ускорить работу с помощью горячих клавиш;
  • применять анимацию так, чтобы аудитория восклицала «‎Вау!».
Визуальный юмор
Отличный способ пошутить — создать панч-слайд. Особенно он полезен, когда вам неловко произносить шутку на публике. Да, это может быть и мем, и неожиданный поворот в истории. Сыграйте на эффекте неожиданности.
Слайд из презентации нового Яндекс.Маркета. YaC/m 2014.
Часто задаваемые вопросы про юмор
Сколько шуток считается нормальным?
В целом не больше трех шуток. Важно не то, сколько раз вы заставите аудиторию смеяться, а то, насколько человек примет вашу сторону. Даже если они засмеются всего один раз, этого может оказаться достаточно.
Лучше начать, закончить или вставлять шутки на протяжении презентации?
Шутить вначале можно только если вы уже знаете аудиторию и уверены, что она хорошо отреагирует. В ином случае шутки по ходу слайдов или как яркое завершение, когда контакт с аудиторией уже есть, будут более удачными.
Что делать, если аудитория не смеётся?
Ничего. Проехали. Если вы не получите ожидаемой реакции после первой шутки, постарайтесь больше не шутить.
Как понять заранее, что шутка зайдёт?
Изучить аудиторию. Знать, что люди, которые будут вас слушать, тоже переживали такой опыт или сталкивались с подобной ситуацией. Можно рассказать шутку кому-то из знакомых, кто в теме, и посмотреть на реакцию. Ну и обязательно прогнать ее через фильтр адекватности (см. раздел выше).

Пусть страх не остановит вас! Теперь вы знаете несколько проверенных приемов и сможете правильно подготовиться, чтобы сразить аудиторию и заставить их задуматься.
Рекомендуемые статьи
Получать новые статьи прямо на e-mail
Мы работаем над новыми полезными статьями. Чтобы получать обновления нашего блога, оставьте, пожалуйста, свой e-mail.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных. Пользовательское соглашение Reprezent.
Подписаться на Reprezent: