Yes we can!
Анализ речи Барака Обамы

Автор: Вера Карам
Одной из лучших речей начала 21-го века считается речь Барака Обамы после первой победы на выборах в 2008 году. Запись этой речи на YouTube набрала более двух миллионов просмотров, а многие американцы продолжают ее цитировать. Давайте разберемся, какие приемы сделали эту речь такой запоминающейся.

01

Контрасты
Контрасты — сильный приём, который используют хорошие спикеры. Они помогают держать внимание аудитории на протяжении выступления. Хронологические контрасты — противопоставление прошлого и настоящего, настоящего и будущего — помогают создать разность между тем, что есть, и что может быть, дать слушателю чувство лучшего мира. Эмоциональные контрасты, когда серьезные факты чередуются с шуткой, помогают держать внимание аудитории, расслабляют и помогают наладить контакт с аудиторией.
Обама в речи использовал много контрастов. Так, в начале речи видим два контраста — «разнообразие США» и «единство США»:
It's the answer spoken by young and old, rich and poor, Democrat and Republican,
black, white, Hispanic, Asian, Native American, gay, straight, disabled and not disabled.
Americans who sent a message to the world that we have never been
just a collection of individuals or a collection of red states and blue states.
We are, and always will be, the United States of America.

Вот еще парочка маленьких, но очень контрастных фраз:
…our stories are singular, but our destiny is shared…

To those who would tear the world down: We will defeat you.
To those who seek peace and security: We support you.

02

Повторения
Повторение фраз, повторение слов в начале и конце предложения — интересные, хоть и не часто используемые способы создать динамику речи. Повторения связывают части речи в единое целое, повторяя фразу и делая на ней акцент, вы даете людям тот слоган, который они запомнят и будут скандировать. Например, фраза «Yes we can», главный слоган предвыборной кампании Барака, повторялась в этой речи 6 раз. Другие примеры повторений:
It's been a long time coming, but tonight, because of what we did on this
date in this election at this defining moment change has come to America.

…a government of the people, by the people,
and for the people has not perished from the Earth.

I have never been more hopeful than I am tonight that we will get there.
I promise you, we as a people will get there.

And, above all, I will ask you to join in the work of remaking this nation,
the only way it's been done in America for 221 years —
block by block, brick by brick, calloused hand by calloused hand.

This is our chance to answer that call. This is our moment. This is our time.

03

Сегментация аудитории
Этот прием присутствует почти во всех речах Барака Обамы. Президенты США, Рональд Рейган к примеру, не зря полюбили строить свою речь с упоминанием совершенно разных ценностей и взглядов. Ведь при обращения к американскому народу сложно наладить контакт сразу со всеми, нужно найти то, что найдет отклик у каждой группы людей, будет о них.
Слушая такую речь, в один момент чувствуешь — ведь это же про меня. Как будет президент обращается напрямую к тебе, понимает тебя и твои проблемы. Расстояние между вами сразу же сокращается, ты начинаешь эмпатировать такому казалось бы далекому президенту.
Барак разбивает слушателей на условные подгруппы, и обращается к каждой из них:
It's the answer spoken by young and old, rich and poor, Democrat
and Republican, black, white, Hispanic, Asian, Native American,
gay, straight, disabled and not disabled.

And to those Americans whose support I have yet to earn. And to all those
watching tonight from beyond our shores, from parliaments and palaces,
to those who are huddled around radios in the forgotten corners of the world.
And to all those who have wondered if America's beacon still burns as bright.

04

Аудитория — ваш герой
«Сделайте аудиторию своим героем» — именно это мы говорим нашим спикерам при подготовке к выступлениям. Ведь не было бы слушателей — не состоялось бы выступление. Как видите, Обама не зря посвятил свою победу прежде всего своим избирателям:
But above all, I will never forget who this victory truly belongs to.
It belongs to you. It belongs to you.

This is your victory.

And that cannot happen if we go back to the way things were.
It can't happen without you, without a new spirit of service,
a new spirit of sacrifice.
Далее Барак говорит, что без тех, кто не голосовал за него, ему не справиться:
And to those Americans whose support I have yet to earn,
I may not have won your vote tonight, but I hear your voices.
I need your help. And I will be your president, too.

05

История
Самый древний способ передавать информацию — в виде историй. Мы любим истории, так как они очень важны в передаче опыта. До создания письменной речи весь опыт человечества передавался через истории. В выступлениях истории нужны, чтобы наладить контакт с аудиторией, подвести аудиторию к выводу или даже создать контраст.

В конце выступления Барак Обама рассказывает историю одной из его избирательниц — 106-летней темнокожей Анн Никсон Купер из Атланты.
Интересно еще то, что в этой истории Обама использует и другие приемы. Например, он построил платформу общих ценностей и показал, что герой истории такой же человек, как и любой другой избиратель:
She's a lot like the millions of others who stood in line
to make their voice heard in this election except for one thing:
Ann Nixon Cooper is 106 years old.
Столь «уникальный» возраст героини позволил Обаме создать контраст «прошлого» и «будущего»:
She was born just a generation past slavery; a time when there were
no cars on the road or planes in the sky; when someone like her
couldn't vote for two reasons — because she was a woman and because
of the color of her skin. And this year, in this election, she touched her finger
to a screen, and cast her vote, because after 106 years in America, through
the best of times and the darkest of hours, she knows how America can change.
Именно рассказывая эту историю, Барак Обама 6 раз повторил главный слоган своей политической кампании:
Yes we can.
Использование этих приемов не сделает вас автоматически хорошим спикером. В первую очередь, за каждой речь, как и за каждой презентацией, должна стоять большая идея. И неважно, президентская ли это речь после победы на выборах или выступление на профильной концеренции — должна быть четкая идея, прослеживающаяся через все выступление, и эта идея должна нести ценность для аудитории.

Успехов вам с большими идеями и их распространением!
Рекомендуемые статьи