Вверх

Как недизайнеру создать крутую презентацию?

/

«Дизайн не должен доминировать над людьми. Дизайн должен помогать им. В этом его роль.»

Дитер Рамс, промышленный дизайнер, ведущий дизайнер фирмы Braun с 1962 по 1995 год.

Первая книга о дизайне, которую я прочитал, была «Дизайн для НЕдизайнеров». Ее автор, Робин Вильямс, наглядно показала, как работают главные принципы дизайна и как они влияют на наше восприятие информации. В качестве примеров выступали привычные нам всем вещи: визитки, буклеты, страницы сайтов, пригласительные и др.

Но ничего не сказано о презентациях, хотя эти принципы также применимы и для слайдов. В этой статье я покажу, как это работает для презентаций.

Четыре принципа, о которых пишет Робин Вильямс:

  1. Приближение.

Расположенные рядом объекты воспринимаются вместе.

2. Выравнивание.

Объекты, расположенные случайным образом, создают хаос и беспорядок.

3. Контраст.

Элементы, которые заметно отличаются от других, привлекают внимание.

4. Повторение.

Повторяющиеся элементы дизайна создают единство стиля.

Теперь перейдем к нашей презентации. На ее примере рассмотрим три принципа: приближение, выравнивание и контраст. О повторении я буду лишь иногда напоминать, а расскажу про него отдельно в конце статьи.

Поехали!

Слайд №1

Этот слайд оформлен довольно просто. На нем можно выделить два элемента, один из которых — текст, а второй — иллюстрация. Первым делом применяю принцип приближения для создания взаимосвязи между объектами на слайде.

Элементов стало больше, но их разделение теперь подсказывает нам, что «Тайна одного преступления» и «Последнее дело Шерлока Холмса» — это взаимосвязанный текст, а фраза внизу — отдельный элемент, который лишь добавляет интригу в рассказ.

Принцип выравнивания здесь уже соблюден — текст выровнен по левому краю, по одной вертикальной направляющей, это уже создает порядок на слайде.

Но иногда стоит посмотреть и другие варианты, например, выровнять текст по правому краю. На мой взгляд, так текст лучше гармонируют с изображением:

Перейдем к контрасту. Наш взгляд останавливается на тех элементах, которые заметно выделяются среди других. Попробуем выделить объекты, которые должны привлекать наше внимание. В данном случае, это текст и иллюстрация:

Заметьте, что добавить контраст можно не только увеличив сам объект, но и уменьшив соседний. Мы получили заметную разницу между двумя верхними текстовыми блоками, одновременно и увеличив визуальный вес заголовка, и уменьшив вес подписи.

Увеличенная картинка стала более эмоциональной и сильнее привлекает внимание.

Слайд №2

С принципом приближения здесь все в порядке — заголовок и текст разделены и не сливаются воедино.
Текст выровнен по центру. Это простое и популярное решение, но экспериментируйте и с другими вариантами — они могут оказаться интереснее.

Я выровнял текст по левому краю. Теперь его стало удобнее читать, т.к. строка двигается вдоль ровной линии, а взгляду не нужно искать начало новой строки.

Этому слайду не хватает контраста. Взгляд сильно притягивается к изображению, а сбоку образуется серое пятно. Мы можем применить контраст к заголовку, чтобы исправить это:

Также я немного увеличил изображение, но заголовок все равно заметно выделяется, что делает его привлекательнее, чем в предыдущем слайде.

Слайд №3

Исходный слайд выглядит неаккуратно: подзаголовки сливаются с текстом, выравнивание по центру ухудшает читаемость текста.

Начнем с приближения. В данном случае, следует разделить текстовые блоки:

Теперь расстояние между ними позволяет определить, где заканчивается первый блок и начинается второй. Элементов стало больше, но связь между ними более очевидная.

Следующий шаг — выравнивание.

Для читателя всегда привычнее, когда строки текста двигаются по ровной линии, а взгляду не приходится «искать» начало следующей строки. Если текст содержит несколько коротких строк, то выравнивание по правой стороне может быть удобным. Но когда строк много — читаемость снизится. Поэтому я выровнял текст на слайде по левому краю.

Теперь добавим контраст в заголовки и подзаголовки:

Также здесь реализуется принцип повторения. Единый стиль подзаголовков
позволяет нам понять, что это два равнозначных текстовых блока и они относятся к одному делу.

Слайд №4

Приближение и выравнивание уже применены. Текст удобно читать, а его разделение подсказывает нам окончание одного смыслового блока и начало следующего. Слайд выглядит вполне симпатично. Однако, есть смысл увеличить изображение, благо места на слайде хватает:

Изображение стало более внушительным, что усиливает его взаимосвязь с текстом.

Добавим повторение:

Одинаковый шрифт в заголовке и нижнем блоке текста помогает связать слайд воедино: взгляд возвращается обратно к заголовку, а не уходит со слайда. Можете называть это психологическим трюком, но принцип повторения эффективно справляется со своей задачей.

Обратите внимание, что стиль основного текста у нас не меняется, с первого и по последний слайд он одинаков. Повторение стилей текста — шрифт и его начертание, цвет, размер — помогает презентации быть целостной, а не просто набором разношерстных слайдов.

Слайд №5

Первым шагом следует навести порядок в тексте.
Принцип приближения поможет соотнести улики и пояснения к ним. На исходном слайде можно подумать, что «без отпечатков» не стакан, а «Мяч для гольфа». Это касается и других элементов.

Добавим контраст подзаголовкам:

Теперь нам легче соотнести подзаголовки и второстепенный текст.

Для удобства можно выровнять текст по левому краю:

Выравнивание дает возможность легче прочитать список, ведь теперь каждый его элемент расположен вдоль условной ровной линии.

Очевидно, что изображение слишком мелкое. Увеличив его, мы применим сразу два принципа — приближение и контраст:

В результате мы получили аккуратный слайд с понятной структурой.

Слайд №6

С этим слайдом произошла другая история. Он был довольно простой и понятный, но ему не хватало эмоций — нужно добавить изображение.

Я нашел иллюстрации шляп в схожем стиле, а вешалку нарисовал самостоятельно. Я сделал это, не выходя из PowerPoint, при помощи фигур. Вы можете использовать такой метод, когда нужно изобразить что-то простое, а поиски в Интернете не дают результатов.

В итоге слайд принял такой вид:

Изменения не повлияли на текст, но у этого слайда гораздо больше шансов привлечь внимание, чем у исходного.

Слайд №7

На мой взгляд, между текстом и изображением образовался неуместный контур.

Я сохранил выравнивание текста, но переместил иллюстрацию влево.

В этом варианте текст смотрится более причастным к изображению, чем в предыдущей версии. Сейчас контур изображения и невидимая линия, по которой выровнен текст, идут параллельно и между ними чувствуется смысловая связь.

Слайд №8

Исходный слайд имеет явный недостаток — иллюстрация «не работает». Она слишком мелкая, поэтому не передает никаких эмоций, а только занимает место. Я решил поэкспериментировать с ее расположением:

Я сократил длину строки для удобства чтения и остановился на этом варианте.

Изображение сразу начало выполнять свою задачу — вызывать эмоции и способствовать запоминанию. Текст читается гораздо проще, т.к. я настроил длину строки и междустрочный интервал.

Слайд №9

Мы уже встречали похожее оформление на втором слайде. Это облегчает задачу, ведь здесь мы повторим те же принципы:

Всегда старайтесь выделять много места для изображений. Мелкие не вызывают эмоций, а только занимают место на слайде.

Принцип повторения (бонус)

Этот принцип я оставил на закуску. Его действие сложно оценить на отдельном слайде, т.к. он соблюдается по всей презентации в таких деталях как шрифт, стилистика изображений или какая-то повторяющаяся деталь.

Стилистика иллюстраций — нарисованные карандашом картинки. Вы не встретите здесь изображений другого стиля, это нарушило бы гармонию. Всегда следует задавать правило, которому вы будете следовать в своих презентациях. И, конечно, не стоит бояться это же правило и нарушать 🙂

Чтобы показать действие принципа повторения, я сначала хотел размещать на слайдах иллюстрацию курительной трубки. Но когда в очередной раз поместил ее возле последней буквы одного из заголовков, подумал, что эту букву интересно обыграть на каждом слайде, не обязательно с трубкой:

Здесь эту идею было реализовать проще простого: нашел изображение в нужном стиле и увеличил букву «и». Мне понравился результат и я определился с правилом, которому буду следовать: на каждом слайде стилизую последнюю букву заголовка. При этом, стилизация должна по смыслу подходить информации на слайде.

Не на всех слайдах следовать правилу было так же легко, как с увеличительным стеклом. На некоторые буквы я потратил больше часа, и это не учитывая поиски изображения. Например, так произошло с этим слайдом:

Я не сразу выбрал идею «обвести букву мелом». Сначала нашел изображение пистолета и планировал, что он будет просто «стрелять» в букву, потом решил сделать эту букву лежачей. И только потом мне пришла в голову ассоциация с обведенным мелом «трупом». Именно этим трупом и выступила буква «а», но чтобы сделать ее такой, я потратил примерно час.

Почти столько же ушло и на этот слайд:

Методом неоднократных итераций я все же нашел самую интересную ассоциацию с местом преступления, которую реально реализовать «недизайнеру» своими руками. По крайней мере, мне этот вариант понравился больше других.

Результат стоит потраченного времени, как мне кажется:

Резюме

В статье мы рассмотрели 4 базовых принципа дизайна:

1. Приближение — если хотите, чтобы элементы воспринимались как одно целое, расположите их рядом.

2. Выравнивание — для создания и поддержания порядка в презентациях располагайте элементы по заданному вами же правилу.

3. Контраст — если хотите обратить внимание на какой-то элемент, сделайте его заметно отличающимся от других.

4. Повторение — не забывайте, что стилистика презентации предполагает повторение некоторых элементов стиля по всей презентации.

Эти принципы помогут вам сделать ваши слайды более профессиональными. Первое время вы можете возвращаться к этой статье или книге Робин Вильямс, но совсем скоро вы перестанете задумываться о том, какой принцип применили или упустили. Это будет происходить автоматически.

И в завершение

Давайте наглядно убедимся, как основные принципы дизайна изменили нашу исходную презентацию.

Автор: Андрей Летницкий

Последние комментарии

Отправить комментарий