Вверх

«Спасибо за внимание!» или как «потопить» презентацию

/

Частенько это видите, не так ли?

Казалось бы­, безобидный слайд с еще более безобидной фразой. Но не спешите с выводами.

Давайте порассуждаем

Как появилась на слайдах надпись «Спасибо за внимание!»?
Скорее всего, она пришла оттуда, откуда берут свое начало первые презентации с визуализациями — из академической среды.

Ещё до существования специальных компьютерных программ по созданию слайдов во многих школах и университетах использовали кодоскопы (см. картинку ниже). Они помогали проецировать на доску или стену тот текст, который учитель писал на прозрачных пленках. Особо вежливый учитель любил в конце урока написать на такой пленке что-то вроде «Урок окончен. Спасибо!». Сама по себе идея отличная — поблагодарить тех, кто внимательно тебя слушал, поэтому винить учителей за эту фразу я себе позволить не могу.

Что происходит дальше?

Времена меняются, а научный прогресс не ждёт опаздывающих. Появляется PowerPoint.
Теперь слайды выглядят более впечатляюще, хотя бы по той причине, что они обретают читабельность и цвет. Но ведь делают их всё те же учителя, что и раньше. И они всё так же благодарят нас, прилежных учеников, за то внимание, которое мы им подарили.

Дальше всё развивается проще простого: мы взрослеем, начинаем осваивать бескрайний мир публичных выступлений и презентаций, пробуем делать собственные слайды и благодарим наших слушателей за внимание, которого мы от них удостоились.
Вроде бы всё звучит так гармонично и даже немного приторно, что не сразу заметна проблема, которая скрывается за благородным финальным слайдом. А эта проблема есть. И она растет в геометрической прогрессии, уже напоминая небольшую катастрофу мира коммуникаций.

А название этой катастрофы простое — ваша презентация прошла впустую.

Почему?

Дабы не быть многословным и не писать мемуары о том, как одна простая фраза «потопила» сотни презентаций, я просто приведу пример, который встречался вам в жизни уже не раз.
Вернемся в далекое детство, когда родители часто напоминали нам о правилах гигиены и о том, насколько важно тщательно мыть руки перед едой. Иногда нам было лень: мы могли не вымыть их вовсе и стремглав побежать к столу, где нас уже ждет вкусный обед. А теперь представьте, что ваш ребенок поступает или поступил бы аналогично, и на ваши плечи ложится большая ответственность — донести, насколько важно мыть руки. И вот вы говорите ребенку:

— На наших руках живет много микробов. Мы их не видим, но они есть. Их становится еще больше, когда мы притрагиваемся к предметам, на которых они обитают — мобильные телефоны, ручки дверей, обувь. Если не вымыть руки, микробы перескакивают в еду, а значит, попадают в наш животик. Из-за этого мы болеем и чувствуем себя плохо. Понял?
— Да, понял.
— Спасибо за внимание!

И что дальше? Будет ли ваш ребенок мыть руки перед едой? Первое время, возможно, да. А потом он просто забудет, какой вред от этих микробов на руках. Всё, что от вас требовалось, это лишь закончить ваш диалог призывом к действию.

— … Понял?
— Да, понял.
— Тогда вперед — мыть руки!

Похожий случай может произойти и в ресторане во время романтического ужина, когда парень делает предложение руки и сердца своей девушке. Он говорит, что они уже 7 лет вместе и как она важна для него; сколько они пережили вместе и еще могут пережить; затем достает из кармана обручальное кольцо и говорит: «Спасибо за внимание!». Велики ли шансы получить согласие? Едва ли.

Я знаю, о чем вы думаете: «Это не имеет ничего общего с презентацией и ваши примеры слишком гиперболизированы». Это не так. Ваша презентация — тоже в некотором роде предложение, которое вы делаете аудитории. От того, каким будет его содержание зависит, «выйдет она за вас» или нет. И вероятность провала очень велика, если люди почувствуют, что вам важнее получить что-то от них, а не дать им что-то: знания или возможности для решения их проблем.

Одна простая фраза способна изменить многое. Это касается и презентаций. Люди чувствуют фальш и формальность, и небрежная фраза в конце презентации может смазать впечатление даже от хорошего выступления и хороших слайдов.

Концовка презентации важна, так как очень влияет на то, добьетесь ли вы своей презентацией поставленных целей. Кстати о целях. «Заслужить внимание от аудитории» не может быть целью. Точнее может быть, но это близко к нарциссизму. А вот «изменить отношение людей к курению», «привлечь на обслуживание в банк», «увеличить число постоянных посетителей сайта» — вполне. И здесь вам понадобится сильная презентация.

Всегда ли призыв к действию является уместным?

Безусловно, нет. Во многом это зависит от аудитории. Например, выступление на квартальном селекторе компании, с демонстрацией результатов работы и определением дальнейших планов, будет неуместно заканчивать призывом к действию, т.к. в нем не будет ценности для аудитории. В этом случае, вы просто-напросто обратитесь сами к себе. Неуместно призывать к действию и аудиторию, состоящую из профессоров и ученых. Скорее всего, им нужны ресурсы, которые помогут им подробнее изучить вашу идею в спокойной домашней обстановке.
Это же касается и презентаций для инвесторов, которым больше подойдут ссылки, где можно узнать о вашем проекте подробнее и, конечно, информация с вашими контактами.

Итак, кроме призыва к действию, на финальном слайде можно показывать:

•   вашу контактную информацию,
•   куда пойти дальше (сайт, статья или др. ресурсы),
•   логотип компании,
•   цитата, подходящая по контексту,
•   впечатляющее фото, соответствующее смыслу.

Давайте посмотрим на примеры таких слайдов:

hIQE4rpOTpSDVgq7iALoZg

Пример цитаты. Образцовое выступление Гая Кавасаки на TEDxBerkeley с темой «The art of innovation». 

Пример с изображением. Илон Маск заканчивает свою презентацию «Tesla Unveils Powerwall 2 & Solar Roof» слайдом с изображением домов, оборудованных солнечными батареями Tesla.

Изображение и текст. Билл Гейтс заканчивает выступление на TED слайдом с цифрой «0» на фоне изображения. Вряд ли это о чем-то скажет, если не посмотреть презентацию, но для аудитории это был впечатляющий слайд с напоминанием.

Слайд с вопросом. Всегда нужно быть осторожным, заканчивая подобным слайдом . Но для великолепной презентации Алана Гора, о возможной экологической катастрофе, этот слайд пришелся как нельзя кстати.

Изображение и логотип. Джефф Безос заканчивает презентацию своего детища, Fire Phone, слайдом с логотипом смартфона и его изображением.

Слайд с контактами + шуточка, которая была в начале лекции и вот повторилась. Команда «Reprezent» оставляет свои контакты на слайдах в конце мастер-классов и лекций, чтобы аудитория без проблем нашла их и обратилась за помощью ;)

А теперь самое интересное

Что делать, если выступления нет? Если нужно отправить презентацию по почте? Неужели и здесь нельзя говорить «Спасибо!»? Именно! Тот факт, что вы отправляете слайды по e-mail не отменяет пагубное действие финального слайда с благодарностью за внимание. В этом случае все так же важно определиться с целью вашей презентации и показать её читателю. Все так же важно сделать сильную и запоминающуюся концовку. Все так же важно не упустить шанс произвести впечатление, а не бессмысленно потратить и свое время, и время получателя.

Есть только одна разница — уместность. Вдохновляющее фото на последнем слайде будет отлично смотреться, если его будет сопровождать комментарий спикера, но вряд ли будет нести глубокий смысл, если спикера нет. Это будет просто хорошее, приятное изображение. Но если вы допишите на слайде короткий комментарий к нему, оно сразу передаст получателю вашу мысль. Другие варианты финального слайда (цитата, контакты, логотип, ресурсы) довольно универсальны и подойдут для презентации, которую вы отправите по почте.

И кое-что еще

Хорошая новость для тех из вас, кто по-прежнему чувствует себя обязанным поблагодарить кого-то в конце выступления: вы можете это сделать одним словом «Спасибо!». Произнесите его после появления финального слайда презентации и, желательно, выдержите паузу в несколько секунд. Как я говорил, нет ничего плохого в благодарности, но она не должна быть тем финальным посланием, с которым ваша аудитория уйдет из зала.

Призывайте, вдохновляйте, мотивируйте!

Автор: Андрей Летницкий

Последние комментарии

Отправить комментарий