Статистика vs истории

Что важнее в выступлениях: статистика или истории?
Время на чтение: 10 минут
В этой статье разберемся:
— зачем использовать в выступлениях истории и статистику;
— нужен ли баланс между ними;
— как визуально подкреплять истории на слайдах.

Люди помнят истории гораздо дольше, чем данные

Давайте сравним два слайда. На первом есть только статистика.
А теперь давайте добавим на слайд историю девочки Лизы. Лучше было бы добавить историю отдельным слайдом, но для иллюстративности покажем на том же слайде.
Какой из слайдов запомнится больше?

Скорее всего слайд с историей. Истории запоминаются лучше, так как вызывают эмоциональный отклик.

Если вам нужно представить числовые данные, подумайте, как добавить к ним историю. Не показывайте просто числа. Подумайте, что означают эти числа и как они могут влиять на аудиторию.

Когда у абстрактной статистики появится лицо, то люди запомнят её лучше.
Данные сами по себе могут звучать убедительно, но плохо запоминаются без истории

Истории побуждают людей к действиям эффективнее, чем статистика

Одна группа исследователей в США решила доказать, что истории влияют на людей больше, чем статистика. Они подходили к студентам и спрашивали, не хотят ли они принять участие в опросе взамен на 5 долларов. По окончанию опроса каждый студент получал свои заслуженные деньги и конверт с письмом. Им объяснили, что они могут пожертвовать часть денег на благотворительность для детей.

Половина студентов получила конверт с фотографией одного ребенка и его историей. Вторая половина — конверт с общей статистикой детей в нужде.

Участники, которые получили конверт с фото и историей одного ребенка, пожертвовали вдвое больше денег ($2.83 против $1.17).
Это исследование показывает, что люди больше устанавливают связь с персонажами в истории, нежели с обобщенными данными.

Вы можете использовать это для своих выступлений. Допустим, вы делаете презентацию о новом продукте. Цель презентации — продать. На слайдах вы показываете данные: количество довольных клиентов, низкие цены, статистики продаж.

Но! Не хватает истории. Будет круто рассказать, как покупка облегчила жизнь вашему покупателю. Сделайте его героем истории. Аудитория будет чувствовать себя ближе к вашему продукту через эмпатию к персонажу.

В исследовании выше упоминается еще один этап. Третьей группе студентов давали историю конкретного ребенка вместе со статистикой о глобальной проблемой детей в нужде.

Третья группа жертвовала меньше денег ($1.45), чем в случае с историей одного конкретного ребенка. Вероятно, что это связано с эффектом размывания впечатления между самым слабым и самым сильном аргументом. Больше про этот эффект можете узнать из TEDx выступления нашего клиента Niro Sivanthan “What if your arguments don't add up?".
Подсказка: Используйте истории как инструмент уменьшения стресса во время выступления. Самый напряженный момент — начало презентации. Если вы начинаете свою презентацию с истории, вы преодолеваете нервозность и располагаете к себе аудиторию. Рассказывая истории, мы ведем себя естественнее: улыбаемся, говорим искренне, устанавливаем зрительный контакт. Слушатели сразу начинают реагировать. Вы видите, как они улыбаются, вовлекаются в выступление, слушая историю. Ваша уверенность во время выступления возрастет.

Как структурировать историю для выступления

Недостаточно «просто рассказать» историю, чтобы вызвать эмоцию у аудитории.
Лучше использовать простую структуру:
завязка → конфликт → кульминация →развязка.

Такая структура используется в книгах, фильмах, рекламе. Мы к ней привыкли, она содержит в себе контрасты и вовлекает аудиторию.
Структура истории
Развернутая интерпретация этой структуры состоит из 12 частей и называется «Путь героя». Для выступлений нам достаточно этих четырех частей.

Давайте рассмотрим на примере.

Рассказ без структуры «Путь героя»
Однажды у меня закончились деньги и стипендию задерживали. Я три дня ела вчерашние макароны и супчики. Потом попросила денег у мамы и решила больше не жить абы-как, а планировать расходы.

Тот же рассказ со структурой:
Завязка
Лет 10 назад я была студенткой и жила на стипендию. В первые дни после получения стипендии я ни в чем себе не отказывала. Остальные 3 недели я перебивалась, чтобы дожить до следующей.
Однажды стипендия закончилась раньше, чем я рассчитывала. Несколько дней я ела луковые супчики (вода, картошка, лук), макароны без масла и пила чай без сахара.

Конфликт
В универе сообщили, что стипендию выплатят с задержкой в 18 дней. У меня началась паника, я не знала, где найти деньги.

Кульминация
По-хорошему, нужно было идти на работу. Но я ничего не умела. Пришлось звонить родителям и просить денег.

Развязка

Мама с папой отчитали за безответственность. Но отправили не только деньги, но и мамины пирожки.
Нормально поев, я создала в Экселе табличку, где расписала запланированные доходы и расходы. Уже 10 лет веду ее, и теперь сама отправляю деньги родителям. Тот момент научил меня управлять деньгами.

---

Главный посыл истории в примере — нужно планировать расходы. В исходном примере жизненной ситуации из-за отсутствия структуры, фокус потерялся и мысль не считалась. Вторая история четко провела нас от проблемы до ее решения. Фокус удержан, выводы сделаны.
Лайфхак от тренера по публичным выступлениям Александра Заёмы:
вспомните, выучите и отрепетируйте 5–10 историй на разные случаи жизни. Это поможет вам быть готовым к неожиданным ситуациям во время выступлений, когда что-то пошло не так и появилась пауза.
Не стоит полностью отказываться от статистики в выступлениях, данные тоже важны
1
Статистика добавляет реализм в презентацию.
Цифры и факты делают абстрактные идеи более понятными для вашей аудитории. Использование статистики также сделает заявления более убедительными — ведь у вас есть точные цифры, а не просто ваше мнение.
2
Используйте статистику, чтобы повысить ваш авторитет.
Цитирование статистики показывает аудитории, что вы исследовали материал. Вы повышаете доверие аудитории, когда используете статистику из достоверных источников. Слушатели ассоциируют вас с источником данных и больше вам доверяют.

Вы можете использовать статистику из разных источников: местные органы власти, государственные организации, исследования национального или всемирного масштаба. Примеры: Nielsen, Портал открытых данных, Eurostat, PWC, Gartner.
3
Покажите разные точки зрения.
Используя статистику, мы можем влиять на аудиторию с разными взглядами. Люди склонны принимать факты, которые поддерживают их убеждения, и отвергать те, которые им противоречат. Ваша задача — выбрать правильную перспективу для вашей аудитории.

Рассмотрим два факта: 36 % украинцев не прочитали ни одну книгу в этом году или 31% украинцев читают книги несколько раз в месяц. Люди, которые убеждены, что украинцы не читают, услышат только первый тезис. Уверенные в начитанности нации, воспримут второй. Правильно оперируя статистикой, можно влиять на нужных нам людей.

Примеры визуальных историй в презентациях Reprezent

Используйте истории и статистику, чтобы презентовать идею, проблему или продукт. Вы можете вплетать историю в статистику или подкреплять фактами историю. Историей можно начать или закончить.
Слайд из презентации для выступления Сергея Хиврича из Proffstore.
Визуализация ухода сотрудников из офиса: пустое рабочее место, чтобы показать исчезновение традиционных форм работы.
Дарья Лосева во время выступления на TEDxKyivSalon на примере истории двух персонажей Оли и Коли рассказывала про эволюцию генов человека.
Презентация для выступления Alexandros Psichogios
Alexandros Psichogios рассказывал о тройственной природе лидерства. Основной идеей для презентации было ввести рисованных персонажей, чтобы связать между собой психологические концепции, о которых говорил спикер.

Презентации, которые помнят

За 6 лет мы сделали сотни презентаций. И большего всего мы гордимся презентациями, которые запомнились аудитории. Секрет таких презентаций: соединение статистики и историй.

Истории сильны, когда они попадают в руки знающих лидеров. Нэнси Дуарте говорит, что истории нужны для влияния на своих сотрудников. Лидеры вдохновляют окружающих поддерживать и реализовывать свое видение, истории помогают мобилизовать людей на принятия смелых решений и изменений, вдохновляют на развитие. Истории как сильный инструмент убеждения помогает лидерам превратить идею в движение.

Статистика же помогает нам осознать масштаб проблем и принимать более взвешенные и рациональные решения.

Старайтесь искать баланс между историями и статистикой, вдохновляйте своими презентациями и мотивируйте аудиторию к рациональным решениям.
Онлайн-курс по PowerPoint
16 видеоуроков, 850 гривен. Интерактивный онлайн-курс по дизайну презентаций в PowerPoint.
Выучите PowerPoint раз и навсегда!
Получать новые статьи прямо на e-mail
Мы работаем над новыми полезными статьями. Чтобы получать обновления нашего блога, оставьте, пожалуйста, свой e-mail.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных. Пользовательское соглашение Reprezent.
Рекомендуемые статьи